«Наша страна с 17 миллионами квадратных километров не может жить без малой авиации...»
Олег Смирнов

Вооруженные силы Британии приняли жесткое решение в отношении т.н. «теневого флота» России. Там решили «воспользоваться полномочиями», которые в кабинете министров называют «наращиванием действий в отношении судов».
Сроки, когда именно Великобритания сможет применить свои корабли для захвата танкеров «теневого флота», не названы. Тем не менее, цели обозначены.
Напомним, что 7 января Европейское командование Вооруженных сил США сообщило о захвате шедшего под российским флагом танкера Marinera находившегося примерно в 300 км к югу от побережья Исландии. Судно направлялось в Мурманск.
В Вашингтоне обвинили танкер в нарушении американских санкций, связанных с перевозкой венесуэльской нефти. Экипаж был арестован. В операции принимали участие и ВМС Великобритании.
Пошли на абордаж: Десантники Трампа захватили в Атлантике российский нефтяной танкер
Москва обещает ответить, только как — непонятно
Преследования судов «теневого флота» продолжились и после этого инцидента.
Атаки на танкеры, перевозящие российскую нефть, начались много месяцев назад. Еще в прошлом году в НАТО начали играть с огнем. 15 мая 2025 года военно-морские силы Эстонии вместе с авиацией НАТО попытались задержать в международных водах танкер Jaguar, направлявшийся в российский порт.
Эстонская сторона хотела заставить его войти в свои территориальные воды. Jaguar смог уйти от преследования после того, как ему на выручку пришел российский истребитель.
Почему сейчас наша авиация не приходит на помощь атакованным судам «теневого флота»? Какие последствия могут быть у решения Вооруженных сил Британии применять свою армию для захвата танкеров «теневого флота»? Чем ответит Россия? «СП» попросила прокомментировать этот вопрос капитана первого ранга запаса, доктора исторических наук Константина Сивкова.
— Сталин, будь он сейчас у власти, поступил бы жестко и радикально. Да и Брежнев, думаю, тоже. За последнее время 25 судов «теневого флота» подняли российские флаги. Это значит, что все они должны были находиться под защитой России.
По логике, ядерная держава в таком случае должна была бы поднять Дальнюю авиацию. При таких инцидентах во времена СССР самолеты на бреющем полете производили облет НАТОвских кораблей. При необходимости производился обстрел из авиационных пушек боевых самолётов тактической авиации.
Я не совсем понимаю, что сейчас помешало выслать корабельную группу к судам, поднявшим российские флаги в зоне угрозы их безопасности. При СССР в подобном случае задействовали бы авианосец «Адмирал Кузнецов», который сейчас разбирают на запчасти.
«СП»: Ни наша авиация, ни наш флот в последнее время никак не реагируют на преследование танкеров «теневого флота», которые идут даже под флагом России. Значит ли это, что «теневому флоту», перевозящему российскую нефть, приходит конец?
— То, что мы не предпринимаем в этих случаях никаких действий, приносит в конечном счете политические потери не только нашей торговле, но и стране в целом. Если судно подняло российский флаг — значит, это часть нашей территории, которую мы обязаны защищать.
Если мы ничего не делаем — значит, мы фактически признаем оккупацию части нашей территории. Почему это происходит сейчас, понять трудно.
Был прецедент, когда военно-морские силы Эстонии вместе с авиацией НАТО попытались задержать в международных водах танкер, который шел в российский порт. Эстонская сторона хотела заставить его войти в свои территориальные воды.
Но танкер ушел от преследования после того, как наш истребитель пришел на помощь. Значит, такие меры действуют на НАТО. Почему мы сейчас не действуем подобным образом, мне не понятно. Танкеры — суда не дешевые, к тому же они перевозят дорогостоящий и ценный груз — нефть.
Бездействие в данном случае заставляет вспомнить слова Уинстона Черчилля: «Кто выбирает между войной и позором, получает и войну, и позор».
«СП»: Что необходимо сделать, чтобы предотвратить начало войны на море?
— Необходимы активные, скоординированные и решительные действия нашего военно-морского флота и авиации. Во-первых, необходимо развернуть ударную группу кораблей Северного флота и обеспечить надежное конвоирование судов «теневого флота», которые идет под российским флагом или перевозят российскую нефть.
Во-вторых, необходимо срочно создать авиационную группу и патрулировать воздушное пространство по курсу следования танкеров российской стратегической авиацией: Ту-95 и Ту-22МЗ.
В-третьих, необходимо задействовать наши подводные лодки и при угрозах судам под нашим флагом действовать «навалом». Я также не исключаю возможность высадки с вертолетов наших штурмовых групп для недопущения захвата судов.
Допускаю и такой вариант: на «бреющем полете» наша стратегическая авиация может начать стрельбу по курсу корабля из автоматических пушек калибра 23 мм.
«СП»: Вероятно, нельзя будет обойтись и без развертывания в море корабельных групп?
— Разумеется, в море должны быть развернуты крупные силы для защиты наших танкеров. Вместе с поддержкой наших истребителей это должно дать эффект.
Захват спецназом США танкера Marinera: России показали новый «морской закон». «Дух Анкориджа» рассеялся над океаном
Первая реакция Москвы на публичное унижение Трампом нашей страны выглядит на диво беспомощной
Если все перечисленные меры не будут приняты — агрессивные действия в отношении судов под российскими флагами и «теневого флота» с нашей нефтью будут продолжаться.
«СП»: Но не приведет ли все это к началу Третьей мировой войны на море?
— Если мы срочно не начнем применять все эти меры, в районе Калининграда будет заблокировано судоходство и начнется морская блокада этого российского города. Если провокации НАТО на море не будут жестко и быстро пресечены, я не исключаю начало боевых действия против России на море, — подытожил Константин Сивков.
Насколько решение Британии о применении своих ВМС для захвата танкеров «теневого флота» соотносятся с морским и международным правом? С таким вопросом «СП» обратилась к капитану первого ранга запаса Борису Усвяцову.
— Все эти заявления Британии и президента США граничат с фактическим объявлением морского пиратства. Британия когда-то владела 26-ю колониями, но потеряла их. Видимо, сейчас в Лондоне об этом кто-то вспомнил. Но мир с тех пор значительно изменился. На мой взгляд, это ни что иное, как шизофрения под видом «борьбы с терроризмом».
Министр обороны Британии Джон Хили вообще заявил, что он «взял бы под стражу» президента России Владимира Путина. Такое заявление в отношении законно избранного президента — ни что иное, как провокация. Без ответа все это оставлять нельзя.
Что касается Морского права, то в территориальных водах никаких проверок быть не должно. Так что «морским державам», которые решили показать силу, стоит для начала вспомнить об этом. И еще: кое-кто в НАТО, видимо, забыл, что в ядерной войне победителей не бывает.